Правило третей: исчерпывающее руководство

Правило третей — пожалуй, самое известное правило фотографической композиции. Если правильно его использовать, можно делать действительно идеальные по композиции снимки.

Что представляет собой правило третей? Действительно ли оно так полезно? А что если сознательно нарушать его, будет ли результат интересным?

В этой статье вы узнаете все, что нужно знать о правиле третей. Поэтому скорее к делу!

ЧТО ТАКОЕ ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ?

Правило третей — это композиционное руководство, которое разбивает изображение на трети по горизонтали и вертикали, так что вы получаете девять частей из четырех линий сетки. Располагая ключевые элементы вдоль линий сетки, вы получите более гармоничную композицию.
Визуально правило третей выглядит так -->

Во время съемки представьте себе в объективе такую сетку и разместите на пересечениях линий основные элементы.

Например, при съемке цветка расположите его стебель вдоль правой или левой вертикальной линии сетки:

А если вы снимаете закат, расположите линию горизонта вдоль верхней или нижней горизонтальной линии сетки.

Кстати, посмотрите руководство к фотоаппарату, вполне возможно, что ваша камера может предлагать наложение сетки, и нужно только активировать его в меню. И таким образом, вам не нужно будет представлять правило третей, вы будете видеть его сразу в видоискателе.

Правило третей также определяет четыре опорные точки в центре каждого пересечения линий сетки (отмечены красным на изображении выше). Здесь вы можете расположить объекты, к которым хотите привлечь внимание: голова (при съемке портрета), цветок (при съемке натюрморта) или любой другой объект, как показано на рисунке ниже:
Как видите, правило третей очень простое. Чтобы его использовать, не нужна ни художественная подготовка, ни большой опыт в фотографии: о нем просто достаточно помнить.

Но значит ли это, что правило третей — это главный секрет хорошего фото и необходимо придерживаться его абсолютно во всех кадрах?

Правила предназначены для того, чтобы их нарушать, и если вы игнорируете правило третей, совсем не значит, что ваша композиция неинтересна, пресна или как-то иначе плоха. Правило третей — это руководство, а не жесткая аксиома. Можно создавать красивые композиции, не используя правило третей.

Имейте в виду, что это всего лишь одна композиционная техника из многих. Существует множество других правил и рекомендаций, которые стоит учитывать, таких как симметрия, правило нечетных объектов, треугольные композиции и многое другое.

И все же правило третей — отличный способ начать знакомиться с правилами композиции. Оно неизменно дает отличные результаты, и даже профессиональные фотографы постоянно используют его в своей работе. Плюс, как однажды сказал один мудрый человек: если вы собираетесь нарушить правило, вы должны сначала выучить его. Таким образом, вы можете быть уверены, что нарушите его как можно эффективнее.
ЧЕМ ПОЛЕЗНО ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ?

Теперь, когда вы знаете, как следовать правилу третей, важно понять, почему это важно и что именно оно может сделать для ваших фотографий.

На самом деле, правило третей касается двух вещей:
- Баланс
- Динамика (движение)

Во-первых, располагая ключевые элементы на пересечениях по правилу третей или линиях сетки, вы создаете сбалансированный кадр. Ваши ключевые элементы привлекают внимание и уравновешивают пустое пространство в оставшихся двух третях.

Такое расположение визуально выглядит для вашего зрителя как правильное.

Во-вторых, композиции, в которых ключевые элементы расположены в центре кадра, часто кажутся статичными и скучными. Взгляду зрителя некуда деваться. Он смотрит на снимок, видит объект в его центре и уходит.

Правило третей любит динамику, когда зритель видит ключевой элемент сбоку, а затем совершает визуальное путешествие по остальной части изображения.

Иными словами, композиция по правилу третей обеспечивает более интересный опыт для зрителя.

Кроме того, правило третей основывается на том, как люди воспринимают изображения. Исследования показывают, что глаза людей обычно направлены в одну из точек пересечения, а не в центр кадра.
КОГДА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ? НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ

Итак, вы уже знаете, что правило третей полезно практически всегда, когда есть композиционные элементы. Остановимся на примерах.

В пейзажной фотографии вы можете расположить горизонт вдоль верхней горизонтальной линии сетки:
При портретной съемке обычно требуется расположить человека вдоль линии сетки по правилу третей:
И также можно разместить голову вашего объекта в одной из точек пересечения (и глаза, которые являются естественной точкой фокусировки для портрета). На фотографии ниже рука с очками представляет собой вторичную область интереса, и они выровнены со второй точкой пересечения:
При съемке дикой природы вы можете выровнять голову объекта (и глаз) с точкой пересечения:
А в съемке цветов объекты отлично смотрятся, когда стебель расположен по длине линии, а лепестки располагаются над точкой пересечения:
НЕСКОЛЬКО КОРОТКИХ СОВЕТОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРАВИЛА ТРЕТЕЙ

Хотя использовать правило третей легко, может потребоваться немного времени и практики, чтобы это дошло до автоматизма.

Заведите привычку задавать два вопроса к каждой сделанной вами фотографии:

  • Какой объект здесь основной (т.е. какие области выделяются и что вы хотите подчеркнуть)?
  • Где вы намеренно размещаете эти объекты?

Таким образом, вы можете определить интересующие вас объекты (области), а затем сразу же разместить их вдоль линии сетки по правилу третей. И ваша композиция получается прекрасно сбалансированной.

Кроме того, если вы не используете правило третей в кадре, это еще не конец света. Можно обрезать фотографии позже!

Кстати, если вы хотите немедленно начать практиковать правило третей, вы всегда можете найти старые фотографии и сделать пробную обрезку. Посмотрите, как это повлияет на них. Возможно, результаты вас впечатлят.
СТОИТ ЛИ НАРУШАТЬ ПРАВИЛА?

Как мы писали выше, можно нарушать правило третей и получать красивые фотографии. На самом деле, иногда можно получить еще более сильную композицию, игнорируя это правило. Поэтому, хотя усвоить правило третей действительно необходимо, как только оно укоренилось, поэкспериментируйте с его нарушением.

Например, фотографируйте симметричные объекты, составляйте паттерны. Если вы фотографируете суккулент или цветок сверху, симметрия выглядит еще более поразительной, когда она идеально центрирована в кадре.

Или фото галерей, улиц, коридоров. Они очень красивы именно из-за интенсивности в центре композиции:
Есть вопрос?
Close
WhatsApp
VK
Mail
Phone