Съемка в стиле флетлей: зачем и как?

Прежде всего, стоит уточнить, что флетлей (англ. Flatlay) – это фотография чаще квадратного формата, на которой изображен предмет или комбинация предметов, скомпонованных стилистически и по правилу третей, лежащих на столе или другой плоской поверхности.

Такие фотографии честно отображают предметы в реальной жизни. В комбинациях с другими предметами на фото главный объект съемки становится частью какой-то истории о стиле жизни, человеке или целой культуре. Такие фото обычно выглядят повседневно и привычно, словно вещи просто лежали в беспорядке на столе, а кто-то это сфотографировал. И эта повседневность в фотографиях рождает доверие зрителя к объектам на флетлее. Именно поэтому такие фотографии используются в коммерческих целях. Потребители с большей уверенностью покупают товары, представленные в виде флетлеев, нежели товары, которые в формате каталожной съемки в лайтбоксе.

Как же снимаются эти чудо-фотографии? Все не так просто, как кажется на первый взгляд. Есть несколько важный аспектов в съемке в стиле флетлей:

-1-
Главный объект
Выберите, что именно будет основой вашего кадра. Например, если задача – привлечь покупателей в новую кофейню, а фото будут публиковаться в соцсети этой самой кофейни, главный объект кадра – чашка кофе.
-2-
Второстепенные объекты
Если вы хотите дополнить кадр другими вещами, чтобы фото выглядело наполненным и отражало стиль жизни человека, который является вашим покупателем, возьмите что-то, что хорошо сочетается с главным объектом. Например, в кадр с чашкой кофе отлично подойдет газета, блюдце с круассаном... Глядя на такое фото зритель будет представлять себе не только чашку кофе, но полноценный ритуал. Зритель увидит себя за столиком вашей кофейни рано утром, пьющего ароматный эспрессо, читающего газету. В этом фото есть история.
-3-
Правило соразмерности
Очень важно, чтобы главный объект в кадре был соразмерен с второстепенными. Дополняющие предметы должны быть либо меньше главного объекта, либо настолько больше, что в кадре видна лишь часть. Все это нужно, чтобы дополнять, но не перетягивать внимание с главного предмета. Иначе вы рискуете сделать невнятный кадр о чем-то совершенно ином.
-4-
Направления
Большинство людей смотрят на изображение сначала слева направо, затем сверху вниз. Это связано с тем, что во время письма и чтения мы глазами ведем именно по такому маршруту. И в силу определенной привычки мы изучаем мир точно так же. Эта особенность нашего мышления очень полезна в построении изображений:

a. если вы хотите сделать завершенный кадр, наполненный воздухом, позвольте человеку совершить этот зрительный променад по фото и разместите главный объект в правой нижней части картинки;

b. если вы хотите, чтобы человек испытывал напряжение и волнение, чувство неудовлетворенности и интригу, глядя на ваше фото, поместите главный объект кадра в левой верхней части изображения;

Конечно же, есть и другие комбинации, другие чувства, которые вы можете вызвать у зрителя одной лишь картинкой. Экспериментируйте!
-5-
Правила третей
Это классическое композиционное правило для построения изображений и не только. Абсолютно все художественные школы преподают это как основу. Если не углубляться в психологию человека, то можно сказать, пусть и условно, что самые удачные места для расположения главного объекта в кадре находятся на пересечении третей картинки. Как работает это правило? Зрительно разделите фотографию прямыми линиями на три равных части по горизонтали, а затем — по вертикали. В местах пересечения этих линий и стоит размещать центр главного объекта кадра. А в каком из четырех пересечений размещать? Воспользуйтесь пунктом 4.
Конечно, есть и другие правило и рекомендации в построении изображений и особенно флетлеев, например, сочетание цветов, фактур и текстур, направление света и условия освещенности, и т.д. Но для того чтобы сделать первые достойные флетлеи в вашей жизни, 5 пунктов будет достаточно. Удачи в фотосъемке!